Группа №6 Улыбка
Консультация для родителей Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки с деятельностью, связанной с развитием познавательной активности. Система современного образования требует от детей известного нервного напряжения, волевого усилия, достаточного объёма памяти. Практика работы показывает, что на протяжении ряда лет многие дети приходят в школу с низким уровнем готовности к школьному обучению, в том числе с низким уровнем развития памяти. При проверке уровня готовности к обучению будущих первоклассников школьные психологи установили, что 25 % детей из класса имеют низкий уровень кратковременной памяти и умозаключений. Перед нами стоят следующие задачи: Активизировать познавательную деятельность детей. Повысить адаптационные возможности учащихся, в первую очередь социально – психические. В первую очередь работа по развитию памяти у детей начинается с родителей. Ведь не только педагог должен помогать ребенку запоминать и учить контролировать правильность запоминания, но и родители. Для Вашего внимания предлагаем рекомендации, игры и упражнения по развитию памяти у будущих первоклассников. Невнимательность и неусидчивость могут быть обусловлены чисто медицинскими факторами, например, они довольно характерны для детей, в раннем возрасте страдавших повышенным внутричерепным давлением, и длительные занятия могут вызывать у ребенка приступы головной боли, усталости. Отсюда и ошибки. Поэтому здесь уже нужны не упражнения, а консультации врача. Конечно, для тренировки памяти можно заставить ребенка выучить полностью «Плачь Ярославны» из «Слово о полку Игореве». Но только вот особого смысла в этом нет. Ребенок не поймет, зачем это нужно, и скоро забудет все. Поэтому, занимаясь с ним, нужно обязательно соблюдать несколько условий. Во-первых, чтобы эти упражнения были ребенком поняты и, самое главное, интересны. Во-вторых, не нужно превращать их в дополнительный урок. Многие вещи вполне можно делать, например, во время прогулки, поездок в транспорте, ожидая очереди к врачу. Итак, первая группа заданий относится к непосредственной тренировке памяти. Выставьте на столе 7 любых предметов. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них и закрыть глаза. В этот момент уберите один из предметов или добавьте новый, или просто переставьте их местами. Открывшему глаза ребенку нужно найти изменения. Второй тип упражнений – это запоминание всевозможных таблиц. Например, покажите таблицу 3 x 4 или 5 x 6 клеточек, где записаны либо цифры, либо буквы. После этого закройте таблицу листом бумаги, а ребенок должен воспроизвести ее. Возможен более легкий вариант – в таблице нарисованы разноцветные цветочки (машинки, кораблики). Закройте лист и спросите, какого цвета, в какой клеточке был предмет. Можно предложить ребенку картинку, на которой изображено много предметов различного цвета. Картинку закройте, а ребенок пусть вспомнит, какого цвета был домик, какого кошка. Возможен вариант наоборот – что было зеленого цвета, а что розового. Еще одно упражнение того же типа. Например, покажите ребенку изображение большого букета цветов. На листе бумаги напишите название цветов, изображенных на картинке, и еще двух-трех растений, которых нет. Закройте рисунок и попросите ребенка показать, что в перечисленных названиях соответствует рисунку, а что нет. Кстати, для усложнения задачи можно «забыть» внести в список название одного – двух цветков с картинки. Также можно предложить детям такое задание. Вы раскладываете на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор. Затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде. Следующее упражнение влияет не только на развитие памяти, но и внимания. Один раз прочитайте текст вслух. Затем прочитайте его ещё раз, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребёнка вас исправить. Пусть он прочитает текст без допущенных вами ошибок. Для расширения объёма восприятия предложите ребёнку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из четырёх букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребёнок пусть читает их до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение. Читая сказки, нужно обязательно рассматривать иллюстрации. После этого можно задать ребенку вопросы по ним. Попросите его назвать сказки, в которых встречаются поросята, волк, лиса, принцесса и т.д. Или другой вариант – перечислите героев какой – либо сказки, естественно, известной ему (дровосек, волк, бабушка и т.д.), и попросите угадать, что это за сказка. Назовите, или, если ребенок умеет читать, напишите на листе бумаги ряд слов («утро», «солнце», «туча», «мальчик», «чашка», «мяч» и т.п.), покажите их ребенку и предложите составить рассказ, в котором бы были эти слова. Время от времени, читая ребенку известные ему четверостишья, «забывайте» последнее слово, а потом и целую строчку, предоставив ему возможность досказать стихотворение самому. Также, рассказывая известную сказку, что-нибудь «перепутайте», пусть ребенок уличит вашу ошибку. После каждой прочитанной сказки просите ребенка пересказать содержание, ответить на вопросы по сказке. Еще одна группа упражнений связана с тактильными ощущениями. Например, лежа в постели, пальцем нарисуйте у ребенка на спине цветочек, букву, цифру и попросите назвать его. Или закройте малышу глаза попросите на ощупь назвать предмет, который вы будете давать ему в руки. И еще один важный момент, на который следует обратить внимание. Многие родители сетуют, что большинство детей воспринимают только зрительную информацию – прочитанную в книге, увиденную на картинке. А вот то, что они слышат, в большинстве своем проходит «мимо ушей». Чтобы этого избежать, предлагайте ребенку игры – упражнения, тренирующие восприятие информации «на слух». Например, можно поиграть в игру. Пусть ребенок ловит мяч «на слова», в которых встречается буква «А», или можно «ловить» только цвет или животных. Вариантов может быть множество. А если нет возможности поиграть с мячом, то пусть в нужные моменты он просто хлопает в ладоши. Очень полезно слушать аудиокассеты со сказками. Только опять же не забудьте через какое-то время поговорить с ребенком на тему того, что он слушал, задать ему ряд вопросов. Все упражнения, которые предлагаются для работы с ребёнком дома, по желанию родителей разъясняются и показываются родителям на родительском собрании. Это даёт возможность выполнять их с детьми в домашних условиях правильно. Главным же условием работы является сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы родители тоже выполняли эти задания, родители должны быть к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если будет выполнять задания не один. Нужно хвалить ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям Родителям надо помнить, что заниматься с ребёнком 2 - 3 раза в неделю недостаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Лучше всего заниматься ежедневно по 15 – 20 минут. Главным достижением этих занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя. Рекомендуем родителям литературу по данной проблеме: Аткинсон Р. Человеческая память в процессе обучения. М., - 1986 г. Коломенский Я. Л. Человек: психология. М., - 1986 г. Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979 г. Лаурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти.- М., 1968 г. Овчаров Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М., 2004 г. Черемошина Л.В. Развитие памяти у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997 г. Работа воспитателя в детском саду и родителей дома по развитию данного познавательного процесса приводит не только к развитию памяти. Дети в школе будут лучше справляться с объемом учебной нагрузки. Значит, у них повысятся адаптационные возможности, в первую очередь социально-психические. Нужно ли хвалить ребенка? Многие родители на этот вопрос ответят утвердительно. Ведь часто и взрослые постоянно ждут похвалы. И когда ее не получают — сильно расстраиваются. Без похвалы руки опускаются и делать уже ничего не хочется. Почему иногда так сложно обойтись без похвалы. И нужно ли хвалить ребенка? Грани похвалы. В первые годы жизни ребенок осваивает огромное количество навыков. И происходит это в первую очередь потому, что любое новое дело ребенку интересно. Трехлетнему малышу ужасно хочется вымыть посуду или порисовать. И делает он это ради самого себя, а не ради того, чтобы помочь маме или угодить ей. Но взрослым трудно бывает удержаться от похвалы. “Молодец” — слышит ребенок каждый раз, когда у него что-то получается. Этот механизм довольно быстро закрепляется в сознании ребенка. И через некоторое время мотивом совершения поступка становится похвала, а вовсе не интерес к освоению нового навыка или к совершенствованию своих способностей. Дети растут и планка родительских требований повышается. Теперь для получения похвалы нужно сделать больше или лучше. И неизбежно наступает момент, когда взрослые и вовсе перестают хвалить ребенка за какое-то действие. А раз нет поощрения — значит и действие совершать незачем. Так, постепенно, снижается потребность в познании и самосовершенствовании. А вот зависимость от похвалы вырастает и остается с человеком на всю жизнь. Рано или поздно повзрослевший ребенок окажется где-то, где его хвалить не будут. Учеба в институте или работа в офисе станут неинтересными без получения подтверждения успехов в виде привычной похвалы. Это грозит не только неудовлетворенностью и стрессом, но и потерей смысла в жизни. Ненужные сравнения. Как часто мы сами в детстве слышали, что соседский ребенок умнее, лучше учится. И даже когда мы становимся взрослыми, мы часто слышим от наших родителей о том, что у кого-то сын раньше защитил диссертацию или удачнее женился. Мотивацию можно понять — многие родители думают, что сравнение с тем, кто лучше заставит ребенка догонять, тянуться вперед. Но, положа руку на сердце, признайтесь: вам не хочется, чтобы вас сравнивали с кем-то, кто умнее, красивее или успешнее. Вас, взрослого человека, расстраивают такие сравнения. И они вовсе не помогают вам достигать успехов. Почему же мы считаем, что это может чем-то помочь ребенку? Скажем прямо — никому не нравится, когда его упрекают, сравнивая с другими. Вдвойне вредно хвалить того, кому что-то дается легко, ставя его в пример тем, кому это же дается трудно. Такое сравнение обесценивает старание и усилия. Зачем стараться и что-то делать, если у кого-то все равно получается лучше. Сам факт несправедливой оценки усилия, замалчивание и игнорирование его, тяжело травмирует психику ребенка (и не только ребенка!). Это снижает побуждение к делу. При этом противопоставление не может вызвать желания "брать пример" с того, кого хвалят. Напротив, противопоставление воспитывает нездоровое соперничество. Противопоставлением можно вызвать у ребенка (да и у взрослого) полный отказ от тех видов деятельности, которые не гарантируют успеха. Формируем мотивацию. Родители часто забывают о том, что ребенок должен научиться одеваться или творчески подходить к любому заданию вовсе не для того, чтобы угодить взрослому или порадовать его. Похвала формирует внешнюю мотивацию. Но при этом ребенок может очень быстро научиться делать только то, что нравится взрослым и то, что вызывает похвалу. Однако для человека важнее мотивация внутренняя. Для самого себя важно овладеть навыками самообслуживания или развить талант. Без такой внутренней мотивации человеку трудно заниматься даже любимым делом. Негативные последствия. Знакомы ли вам взрослые люди, которые постоянно чувствуют себя недооцененными. Они обижаются по мелочам, завидуют успехам других людей, везде видят интриги. «Несостоявшиеся гении», обладающие талантами, но неспособные работать ради интересного дела. Они не чувствуют себя удовлетворенными, если не получают постоянных похвал и поощрений. Мы несколько усугубили ситуацию, но этот пример ярко показывает — как похвала может привести к тому, что человек не реализует свои возможности, не разовьет свои способности и не станет счастливым. Хвалим иначе. Все вышеописанное вовсе не означает, что родители не должны хвалить своего ребенка. Похвала нужна каждому, и не только ребенку. Она нужна для того чтобы придать уверенность в себе, если ее не хватает. Придать силы. Восстановить утраченное эмоциональное благополучие. Компенсировать психологический или физический ущерб. Правильная похвала касается не всей личности в целом, а лишь конкретного действия. “Сегодня ты подмел еще чище, чем в прошлый раз!” “Для этого рисунка ты подобрал изумительные цвета!” «Здорово! Все правильно — правый ботиночек на правой ноге, а левый — на левой ноге!» Родители могут показать ребенку, что его действия вызывают у них определенные эмоции. “Я рада, что у тебя получилось!” Что они поддерживают его: «Ты справился сам и это здорово!» При такой похвале ребенок чувствует признание со стороны взрослого, но потребность в познании мира и в совершенствовании своих умений у него сохраняется. А зависимость от похвалы не формируется. Ребенку нужен огромный запас оптимизма на всю предстоящую жизнь. Назначение похвалы — пополнить этот запас или компенсировать его утрату. Каждая мама любит своего ребенка. И все мы хотим, чтобы дети выросли счастливыми и успешными. Поменяйте свое отношение к похвале. Поощряйте ребенка правильно.
|
Сведения об образовательной организации:
Информация
Новости
|