Группа №6 Улыбка
Консультация для родителей Психологическая готовность к школьному обучению К 6-7 годам у ребенка возрастает подвижность нервных процессов, наблюдается равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя возбуждение еще преобладает. Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы. К 7 годам завершается морфологическое созревание лобного отдела коры больших полушарий, поэтому появляется возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования, выполнения программ действий. Все это способствует развитию произвольной сферы до уровня, необходимого для обучения в школе. Психологическая готовность к школе - это сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе основана на трудах Л. С. Выготского. Психологической готовностью к школьному обучению понимается уровень психического развития ребенка, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность к обучению в школе включает личностную и интеллектуальную готовность. Слагаемые личностной готовности к школьному обучению 1. Отношение к школе. Чтобы ребенок успешно учился, он должен стремиться к «серьезным» занятиям. На появление такого желания влияет отношение к школе близких людей. Таким образом, учение должно восприниматься как важная, ответственная деятельность. Отношение к этому взрослых и других детей способствует формированию внутренней позиции школьника. Первоначально ребенка привлекает внешняя сторона школьной жизни - новый портфель, школьная форма, новая обстановка. Позднее появляется желание учиться, узнавать что-то новое. Внутренняя позиция школьника, как новообразование, может выступать критерием готовности к школьному обучению. 2. Отношение к учителю. По отношению к учителю - взрослый становиться непререкаемым авторитетом. То есть его требования выполняются, а на замечания не обижаются, стараются исправить ошибку. Дети, готовые к школьному обучению, подчиняются правилам, и адекватно ведут себя на занятиях. В учителе воплощены требования общества. В первое время дети стараются строго следовать указаниям учителя. Если учитель по отношению к правилу допускает лояльность, то правило разрушается изнутри. Новая социальная ситуация развития «ребенок-учитель» пронизывает всю жизнь ребенка.. Эта социальная ситуация развития ребенка требует особой деятельности. Эта деятельность называется учебной деятельностью. В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей поскольку:
3. Формируются специфические отношения с другими детьми. Учебная деятельность - это коллективная деятельность. Учащиеся должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия: выслушивать ответы других учеников, не обижаться на замечания учителя и др. Эгоцентризм ребенка исчезает к 7 годам, теперь он может принять точку зрения другого человека, отчетливо сознавая, что тот может прийти к иным выводам. Это новое осознание приходит главным образом благодаря социальному общению со сверстниками. На смену монологу как стилю дошкольников (когда они беседуют сами с собой или выдают другим собственную информацию, не заботясь о реакции на нее) приходит взаимный обмен информацией. Эгоцентризм ребенка, восприятие себя в качестве центра вращающегося вокруг него мира постепенно убывает, чему способствуют совместные игры. 4. Определенное отношение к себе. Это предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, т.е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника не должна быть завышенной и недифференцированной. Если ребенок говорит, что он «хороший», его поделка «лучше всех», то нельзя говорить о его личностной готовности к школьному обучению. Интеллектуальная готовность к школьному обучению Интеллектуальная готовность связана с уровнем развитием мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, определять причинно-следственные связи между явлениями, возможность логического запоминания) и с определенным запасом знаний на момент поступления в школу. Кроме того, важно умение воспроизводить образец и развитие тонких движений руки. О готовности к школе свидетельствует уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности ребенка. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Важная сторона психологической готовности – достаточный уровень волевого развития ребенка. Особое место занимает овладение специальными знаниями и навыками традиционно относящимся к школьным. Формирование «социальной позиции» по отношению к школе требует не только осознания школы как источника знаний, но и эмоционального отношения к ней. Ребенку необходимо научиться входить в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться. 1. Физическая готовность определяется состоянием здоровья и уровнем развития всех систем организма. Именно в возрасте 7 лет происходит созревание тех отделов головного мозга, которые обеспечивают систематическое обучение, начинает окостеневать позвоночник, укрепляется зрение. Однако, часто болеющие и физически ослабленные дети, а также дети 6 лет – испытывают трудности в обучении |
Сведения об образовательной организации:
Информация
Новости
|