Группа №6 Улыбка

Козырева Марина Александровна 
воспитатель первой квалификационной категории

Шипова Юлия Валерьевна
воспитатель первой квалификационной категории

улыбка

Консультация для родителей

Речевая готовность к школе

Речевая готовность к школе — это, прежде всего, звуковая культура речи.

Ребенок при поступлении в школу должен правильно произносить все звуки. Для закрепления правильного произношения звуков, проявляющихся в речи детей, применяется речевой и картинный материал. Этап автоматизации звуков бывает очень длительным, если не помогать ребенку, быстрее ввести звук в активную речь. В этом вам помогут забавные чистоговорки. Произносить их нужно медленно, четко проговаривая каждый звук,еее постепенно убыстряя темп , но не снижая четкости произношения. Эти упражнения будут способствовать улучшению дикции.

К концу 6 года ребенок должен овладеть следующими знаниями и умениями:

1. Определять наличие звука в слове.

Предложите ему вспомнить названия видов транспорта,

которые начинаются со звука [Т (трамвай, такси, троллейбус

которые содержат звук [К] (корабль, грузовик, катер, такси)

которые содержат звук [С] (автобус, троллейбус).

2. Устанавливать последовательность звуков в слове.

Полезны следующие упражнения:

Собери, разбери слово: М, А , К – МАК; Л,У,К — ЛУК

3. Находить место звука в слове (начало, середина, конец).

Определи где находится звук С. (КОСА, ТРОЛЛЕБУС, СУК)

4. Научиться различать гласные звуки (воздух выходит свободно и легко), согласные звуки (когда мы их произносим, воздух встречает преграду). Произнеси звук. Что мешает воздуху выйти? (губы, зубы, язык).Затем научиться определять твердые, мягкие, звонкие и глухие звуки.

Вместе с ребенком потренируйтесь в звуковом анализе слов.

Аналогично разбираются слова , которые придумал ребенок или взрослый. Нарисуй схему к слову «лиса», «луна».

Игра «Кулачки ладошки» — потренируют ребенка в определение твердости и мягкости согласных звуков.

Если слово начинается с мягкого согласного, то показать ладошки и если звук твердый, сжимать кулачки. Взрослый произносит слова, а ребенок показывает кулачок или ладошку: «лук, лиса, лампа, ложка, лимон

Всевозможные кроссворды и игры со словами слогами, звуками будут способствовать развитию

мышления и помогут избежать ошибок при письме.

Назови первые буквы и догадайся какое слово получилось.

Мы придумаем слова, для начала — со слогом «му».

Дети придумывают слова, которые начинаются со слога «му»: музыка, мультики…

Игра «Звукоед» прилетел и в словах все звуки съел».

Предложите угадать какие звуки «съел» Звукоед:

бато…, бидо… , патро… и т.д.

5. Находить ударение, переносить его с одного гласного на другой. зАмок- замОк…

6. Определять количество слогов в слове.

- Прохлопай слово «машина» и скажи, сколько слогов в слове (аналогично разбираются и другие слова).

В свободную минутку можно поиграть в игру «Путаница».

Эта игра будет способствовать коррекции слоговой структуры слова.

- Жили были слова. Однажды они веселились, играли и перепутались, помоги им распутаться (босаку — собака, ловосы-волосы, посаги-сапоги ,лекосо-колесо, скоровода-сковорода, мицилионер-милиционер…)

К тому же, в начале обучения, как показывает практика, снижено чувство ритма и рифмы, поэтому полезно сочинять с ребенком чистоговорки:

- Та-та-та — мы везем с собой кота…

Слитному послоговому, плавному чтению помогает правильное называние букв взрослыми, в особенности родителями. Того же следует требовать от детей при любой работе с буквами, названия которых произносятся коротко, отрывисто, как соответствующие звуки. Если названия букв произносить традиционно, то есть Ш — «ша», Р -»эр», С — «эс», тогда слово «Шура» ребенку придется прочитать «ша у эр а». Для детей с речевым недоразвитием подобные трансформации нежелательны.

Также ребенок к концу года может понимать и называть с помощью взрослых родственные, похожие слова : Снег — снегопад, снеговик, снегурочка, снегирь.

Начинают 6-летние дети осмысливать и понимать слова с переносным значением (золотые руки, время ползет, короткая память).

Грамматически правильная речь

Речевая готовность к школе – это и грамматически правильная речь, которой дети овладевают в чисто практическом плане.

С этой целью полезно поводить игры и упражнения:

  • «Один — много» (образование множественного числа существительных): стол — столы...
  • «Из чего сделанно?» (образование относительных прилагательных). Стол из дерева- деревянный, варенье из слив- сливовое….
  • «Сосчитай посуду» (согласование существительных с числительными.) Один нож, три ножа, а пять ножей….
  • «Чей хвост?» : (образование притяжательных прилагательных). У лисы хвост лисий, у медведя — медвежий, у щуки — щучий…
  • «Что с чем» (усвоение категории творительного падежа с предлогом «с»). Стул с ножками и сиденьем; кровать с матрацем и с ножками.
  • «Найди предмет» (усвоение предлога «для»). Крышка нужна для…, спинка нужна для…
  • «Большой — маленький» — упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов: большой стол, а маленький… (столик), ведро — ведерко….
  • Речевые ошибки не следует оставлять без исправления, однако замечания следует делать тактично. Постоянные одергивания, бестактные замечания недопустимы, так так могут вызвать речевой негативизм, нервозность и упрямство.

Связная речь

  • Ребенок только тогда захочет говорить, как только вы захотите его слушать.
  • Главный фактор развития связной речи — наличия заинтересованного слушателя, и этим доброжелательным внимательным слушателем должны стать Вы, уважаемые родители.
  • Больше общайтесь с ребенком, вызывая его на разговоры. Беседовать можно на различные темы, причем давайте возможность сказать как можно больше самому ребенку. n Дети, имеющие богатый опыт слушанья книг, обязательно имеют хорошо развитую связную речь.

Так же хорошо развитой речи будут способствовать:

Составление рассказов-размышлений на тему: «кем быть» и т.д.; рассказов-описаний: «мы были в цирке», «мое любимое животное» и т.д.

Пересказы сказок, рассказов, просмотренных мультфильмов и фильмов.

Заучивание стихов.

Для повышения культуры речи детей, ее интонационной выразительности, темпа, ритма, можно использовать скороговорки, потешки, пословицы, слушанье сказок, стихов в исполнении мастеров слова.

И все же, ничего не заменит богатой выразительной речи самого взрослого. Ведь она — своего рода эталон для ребенка.

 

Информация

мывместе   Без названия (1)

 

125-color    Рисунок1

 

246x0w   АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА 

 

1227   род вестник

 

cropped-Logo5-01   проф негат явлений

 

пфр   deti-org

 

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

 

Новости
 
 
2011 © Детский сад № 33
Изготовление сайтов: megagroup.ru
Детский сад №33 Кировского района Санкт-Петербург: Лихие колобки: Группа №6
Рейтинг@Mail.ru