Группа №6 Улыбка
Консультация для родителей Речевая готовность к школе Речевая готовность к школе — это, прежде всего, звуковая культура речи. Ребенок при поступлении в школу должен правильно произносить все звуки. Для закрепления правильного произношения звуков, проявляющихся в речи детей, применяется речевой и картинный материал. Этап автоматизации звуков бывает очень длительным, если не помогать ребенку, быстрее ввести звук в активную речь. В этом вам помогут забавные чистоговорки. Произносить их нужно медленно, четко проговаривая каждый звук,еее постепенно убыстряя темп , но не снижая четкости произношения. Эти упражнения будут способствовать улучшению дикции. К концу 6 года ребенок должен овладеть следующими знаниями и умениями: 1. Определять наличие звука в слове. Предложите ему вспомнить названия видов транспорта, которые начинаются со звука [Т (трамвай, такси, троллейбус которые содержат звук [К] (корабль, грузовик, катер, такси) которые содержат звук [С] (автобус, троллейбус). 2. Устанавливать последовательность звуков в слове. Полезны следующие упражнения: Собери, разбери слово: М, А , К – МАК; Л,У,К — ЛУК 3. Находить место звука в слове (начало, середина, конец). Определи где находится звук С. (КОСА, ТРОЛЛЕБУС, СУК) 4. Научиться различать гласные звуки (воздух выходит свободно и легко), согласные звуки (когда мы их произносим, воздух встречает преграду). Произнеси звук. Что мешает воздуху выйти? (губы, зубы, язык).Затем научиться определять твердые, мягкие, звонкие и глухие звуки. Вместе с ребенком потренируйтесь в звуковом анализе слов. Аналогично разбираются слова , которые придумал ребенок или взрослый. Нарисуй схему к слову «лиса», «луна». Игра «Кулачки ладошки» — потренируют ребенка в определение твердости и мягкости согласных звуков. Если слово начинается с мягкого согласного, то показать ладошки и если звук твердый, сжимать кулачки. Взрослый произносит слова, а ребенок показывает кулачок или ладошку: «лук, лиса, лампа, ложка, лимон Всевозможные кроссворды и игры со словами слогами, звуками будут способствовать развитию мышления и помогут избежать ошибок при письме. Назови первые буквы и догадайся какое слово получилось. Мы придумаем слова, для начала — со слогом «му». Дети придумывают слова, которые начинаются со слога «му»: музыка, мультики… Игра «Звукоед» прилетел и в словах все звуки съел». Предложите угадать какие звуки «съел» Звукоед: бато…, бидо… , патро… и т.д. 5. Находить ударение, переносить его с одного гласного на другой. зАмок- замОк… 6. Определять количество слогов в слове. - Прохлопай слово «машина» и скажи, сколько слогов в слове (аналогично разбираются и другие слова). В свободную минутку можно поиграть в игру «Путаница». Эта игра будет способствовать коррекции слоговой структуры слова. - Жили были слова. Однажды они веселились, играли и перепутались, помоги им распутаться (босаку — собака, ловосы-волосы, посаги-сапоги ,лекосо-колесо, скоровода-сковорода, мицилионер-милиционер…) К тому же, в начале обучения, как показывает практика, снижено чувство ритма и рифмы, поэтому полезно сочинять с ребенком чистоговорки: - Та-та-та — мы везем с собой кота… Слитному послоговому, плавному чтению помогает правильное называние букв взрослыми, в особенности родителями. Того же следует требовать от детей при любой работе с буквами, названия которых произносятся коротко, отрывисто, как соответствующие звуки. Если названия букв произносить традиционно, то есть Ш — «ша», Р -»эр», С — «эс», тогда слово «Шура» ребенку придется прочитать «ша у эр а». Для детей с речевым недоразвитием подобные трансформации нежелательны. Также ребенок к концу года может понимать и называть с помощью взрослых родственные, похожие слова : Снег — снегопад, снеговик, снегурочка, снегирь. Начинают 6-летние дети осмысливать и понимать слова с переносным значением (золотые руки, время ползет, короткая память). Грамматически правильная речь Речевая готовность к школе – это и грамматически правильная речь, которой дети овладевают в чисто практическом плане. С этой целью полезно поводить игры и упражнения:
Связная речь
Так же хорошо развитой речи будут способствовать: Составление рассказов-размышлений на тему: «кем быть» и т.д.; рассказов-описаний: «мы были в цирке», «мое любимое животное» и т.д. Пересказы сказок, рассказов, просмотренных мультфильмов и фильмов. Заучивание стихов. Для повышения культуры речи детей, ее интонационной выразительности, темпа, ритма, можно использовать скороговорки, потешки, пословицы, слушанье сказок, стихов в исполнении мастеров слова. И все же, ничего не заменит богатой выразительной речи самого взрослого. Ведь она — своего рода эталон для ребенка. |
Сведения об образовательной организации:
Информация
Новости
|